Разум Плюс
+7 (919) 903-77-73

kamaev-coach@mail.ru

Курсы Развития памяти и Скорочтения
для детей и взрослых

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.

Младшим школьным возрастом, совпадающим с обучением в начальной школе, считаются дети с 6 до 10 лет.

 

Начало обучения ведет к кардинальному изменению образа жизни ребенка. Основной его деятельностью становится учеба, меняется окружение и весь образ жизни. Это достаточно стрессовая ситуация, требует обязательной мотивационной подготовки ребенка.

Особенности психологического развития детей

 

Мотивационная сфера.


Социальная.
Основным и самым действенным мотивом к учебе, служит получения высоких отметок. Ребенок успешно учится, получает похвалы от учителей и родителей, его ставят в пример другим детям. Эта положительная мотивация, побуждает ребенка старательно выполнять задания и стремиться к более высоким результатам.
Более широкие мотивы такие, как долг, ответственность, необходимость получить образование, для ребенка выглядят достаточно абстрактными понятиями и помочь в мотивации к учебе детей младшего школьного возраста не могут.


Познавательная.
Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он узнал что-то новое, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается познавательная мотивация. Данный вид мотивации подпитывается самостоятельно в процессе обучения и не нуждается в дополнении, но к сожалению, крайне редко встречаются дети с подобным видом мотивации.


Достижение.
Когда внимание со стороны взрослого и большая часть действий ребенка приходятся на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Но когда взрослые, мало поощряют ребенка за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который сопровождается тревожностью, страхом и придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.


Престиж.
Престижная мотивация, характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым.


Переход к систематическому обучению способствует развитию новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Основным фактором развития произвольности у ребенка становится появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей.


Развитие произвольности идет по двум направлениям:

  • формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
  • формируется умение ставить цели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.

Дети в этом возрасте жизнерадостны, бодры, активны и чрезвычайно любознательны. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.
В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.


Восприятие.

Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом. Для дошкольников характерно анализирующее восприятие, к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие.


Память.

Развивается произвольная память, дети уже способны запоминать материал, который обязательно представляет для них интерес; процессы памяти характеризуются осмысленностью (связь памяти и мышления). Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой.


Внимание.

В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.
Младшие школьники могут сосредоточенно заниматься одним делом непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.


Мышление.

Мышление характеризуется переходом от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; развивается теоретическое мышление благодаря усвоению научных понятий.


Воображение.

Формируется произвольность воображения.


В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной, поэтому активно развивается воля и самоорганизация (действия планирования, самоконтроля и самооценки).

 

Самосознание.


Типы самооценки.
У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
От результативности учебной деятельности зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства компетентности. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.
Развитие адекватной самооценки.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

 

Особенности эмоционально-волевой сферы младшего школьника.


В учебной деятельности и в коллективе сверстников у младшего школьника в первую очередь формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.
В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения учителя и окружающих людей были положительными.
Сдержанность, как черта характера, появляется именно в младшем школьном возрасте и быстро закрепляется. Многие учащиеся уже могут самостоятельно готовить уроки, сдерживая желания погулять, поиграть, почитать, не отвлекаясь, не занимаясь посторонними делами.
Одновременно с чувством товарищества развивается и чувство коллективизма. Коллективизм как черта характера формируется у ребенка постепенно. В процессе коллективной работы дети убеждаются, что любое дело лучше выполнять всем вместе.
Процесс познания, вызывая удовольствие, способствует формированию познавательных интересов. При правильной организации обучения интеллектуальные чувства становятся для учащихся потребностью.